Колёса разные нужны, колёса всякие важны! Эссе с элементами философии.

Каким бы ни было колесо, а отношение длины его окружности к диаметру всё равно будет равно ≈ 3,1415926535………. ☝️

3.14 — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ЧИСЛА π

На создание первого в нашей музейной практике эссе  в Международный день числа «пи» меня вдохновила вот эта  немудрёная детская сказочка (автор В.Сутеев), несущая в данном контексте глубокий смысл.
История такова: Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок-Золотой гребешок отправились в лес по своим надобностям. Видят — телега стоит. Пустая, да не простая — все колёса разные: одно совсем маленькое, другое — побольше, третье — среднее, а четвёртое — большое-пребольшое колесище.

Тут Заяц выскочил. Говорит: «Это Медведя телега. Он её делал-делал, не доделал».

«Давайте возьмём телегу домой»,— сказал Ежик. Стали все телегу толкать, а она не идёт: у неё все колёса разные! Решили снять с телеги колёса – авось, в хозяйстве пригодятся. Сказано – сделано! Сняли и домой покатили: Мушка — маленькое колёсико, Ёжик — побольше, Лягушка — среднее. А Петушок вскочил на самое большое колесище, ногами перебирает, крыльями хлопает и кричит: — Ку-ка-ре-ку-у!

Дома Ёжик догадался: к своему колесу две палки приладил — тачка вышла. Лягушка колесо побольше к колодцу пристроила, чтобы лучше было воду брать. Мушка взяла самое маленькое колёсико — прялочку сделала. А Петушок большое колесище в ручей опустил, жернова поставил и мельницу построил.

 Мушка на прялочке нитки прядёт, Лягушка с колодца воду носит — огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит. А Петушок на мельнице муку мелет.
В умелых руках и разные колёса могут пригодиться!

А что же Медведь? А Медведь в данном случае представляется неким Архимедом, который эмпирическим путем выводил закономерность отношения длины обода колеса к его диаметру.

Сказка — ложь, да в ней намёк…

Сказка-сказкой, а кто и когда на самом деле изобрел колесо?

Изобретение колеса — величайшее событие, с которого началось взрывное развитие человеческой культуры и экономики. Ни ремесла, ни эффективное земледелие не были бы возможны без колеса.

Предшественники колеса — бревна-катки, использовавшиеся для перемещения тяжелых предметов, строительных материалов и лодок. Люди заметили, что катки с более тонкой серединой имеют большую устойчивость, и стали обтесывать и обжигать их. Со временем такая конструкция приобрела вид колеса и оси, сделанных из единого бревна. А потом, наконец, колесо стали изготавливать отдельно от оси.

Колесо появилось в бронзовом веке, в конце V тысячелетия до н.э. почти одновременно в нескольких не пересекающихся культурах.

Илл. из книги «Колесо. Удивительная история величайшего изобретения с древнейших времен до наших дней», художник Митгуш Али

Самой ранней считается находка Румынии — это были глиняные колёсики для игрушечных повозок, датируемые примерно 4750 гг. до н.э. Также некоторые культуры (ольмеки, например) изготовляли глиняные и деревянные фигурки животных на колёсиках. Исходя из этого, можно предположить, что первое колесо появилось в качестве игрушки.

В польском Роночице был найден керамический горшок со схематическим изображением повозок с запряжёнными в них быками, датируется возрастом 3635—3370 лет до н.э.

Следующие по времени модели колёс были обнаружены археологами в погребениях майкопской культуры на Северном Кавказе и в погребении новосвободненской культуры в Краснодарском крае (середина IV тысячелетия до н. э.).

В Словении найдено сделанное из ясеня колесо диаметром 72 см, возраст которого превышает пять тысяч лет. В Швейцарии было найдено колесо с квадратным отверстием для крепления оси, ось вращалась вместе с колёсами. Оно датируется 3200 годом до н. э.

Следующие упоминания о колесе встречаются в Древней Месопотамии в конце IV тысячелетия до н. э.

Копии древних изображений из экспозиции нашего музея. Автор копий С.Голомзик.

Колесо было усовершенствовано развитыми цивилизациями, владевшими искусством выплавки металла. Большой скачок — изобретение колеса со спицами и ступицей, насаживающейся на ось — такое колесо легче, устойчивее, быстрее и маневреннее на поворотах, т.к. вращается со скоростью, необходимой именно для этой стороны повозки, в отличие от жестко закрепленных колес, вращавшихся вместе с осью. Самая ранняя находка такого колеса, между прочим, сделана на Южном Урале и датируется II тысячелетием до н.э.

С круглокатящимся приветом,

Ваша Ирина Г.

С использованием материалов Интернет-сайтов и ресурса yandex.ru

Обновлено: 15.03.2021 — 13:50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *