Феномен кобанской культуры

«Ровный грохот конских копыт отдаётся в самой глубине человеческой души» (Т. Пикерел, «Конь: 30 000 лет его изображению в искусстве»)

Конь — один из первых объектов изобразительного творчества людей, запечатленный в наскальных рисунках, многочисленных изваяниях. Тысячелетиями  люди черпали вдохновение во внешней красоте этих животных, но ощущали и нечто большее — стихию свободы, таящуюся под гривой.

Нам, жителям Осетии, не надо далеко за примером ходить, чтобы в этом убедиться. Буквально у нас перед глазами феномен кобанской культуры. Много лет мы восхищаемся неизвестными древними мастерами, создавшими изящные и высокотехнологичные артефакты. Но, не будучи историками ни культурологами, чтобы рассказать об этом удивительном явлении, обратимся к мнению специалистов.

Наш сегодняшний гость — заведующий отделом архитектурно-художественных решений и технических средств  Национального музея РСО-Алания Виктор КУНАВИЧ.

«Среди артефактов кобанской бронзовой культуры I-II тысячелетий до н.э. довольно часто встречается изображение лошади, — рассказывает Виктор Алексеевич. — В раскопках погребений находят литые из бронзы фигурки лошадей явно ритуального значения. Наряду с традиционными тотемными дикими животными – олень, волк, рыба, змея, орел – лошадь находит свое место в ритуальных образах древних кобанцев. Немало изображений лошади на бронзовых кобанских поясах. В мелкой пластике лошадь служит оберегом, тотемом.

Пряжка для кожаного ремня в виде лошади находится в экспозиции Кобанской культуры Национального музея РСО-Алания. Там же можно увидеть прекрасный образец кобанского бронзового литья – кинжал, рукоять которого венчает навершие в виде двух всадников.

Эти артефакты показывают, как из хозяйственного назначения в Кобанском обществе лошадь становится объектом духовной и социальной культуры.

Беседовала Ирина Г.

Примечание: Кобанская культура — археологическая культура Центрального Кавказа в периоды бронзового (XIII/XII — IV вв. до н. э.) и железного веков (VII — III вв. до н. э.). Жители культуры проживали от верховий Кубани, Абхазии и Грузии до Дагестана по обе стороны Главного Кавказского хребта. Центральная, самая густонаселённая часть территории проживания кобанцев находилась в Осетии. (По материалам интернет-сайтов)

Обновлено: 08.01.2020 — 15:11

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. К этой статье мы получили комментарий от кандидата исторических наук, заведующего сектором отдела археологии Государственного исторического музея (г. Москва), руководителя Северо-Кавказской археологической экспедиции ГИМ Александра Пинкусовича Мошинского.
    С благодарностью за профессиональное внимание к нашему сайту помещаем комментарии:

    «Позвольте внести некоторые поправки. Пряжка не из Национального музея, а из ГИМа (с обломанной ногой»). Таких пряжек всего четыре: две в ГИМ, одна в Эрмитаже, одна в Метрополитен.
    На топорах не лошади, а собако-волки, так называемые гвери (с характерно раскрытой пастью хищника и «курносостью».
    К слову, в Дагестане и Абхазии никакой кобанской культуры никогда не было.
    «Кобанская культура с 12 в.» — 13-12 века – это протокобанская эпоха. Именно этого времени, кстати, судя по всему предметы из Рекома.
    Фрагмент ажурного навершия булавки — точно.
    Насчет густонаселенности (в примечании) — тоже не так. Центр — да. Но как густо тут было заселено, и гуще ли, чем на востоке и западе? Вряд ли. Скорее всего — равномерно.
    Кстати — село не Кабан, а Кобан»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *