Арфан и Авсург. Мистические кони Нартского Эпоса.

Сколько бы ни существовало в мире отдельных мифов, эпосов или легенд, источником для них (как мне представляется) служит некая первооснова, которая «красной нитью» проходит через все древние или очень древние тексты, отдельные стежки которой порой проступают на поверхность.

Например, Упанишады уже 30 тыс. лет назад говорили о существовании 7 основных стихий мироздания. Но эта эзотерическая конструкция входила в экзотерический мир постепенно, а порой она так и осталась до сих пор троичной. Не удивительно, что в древней мифологии она чаще предстаёт именно троичной системой, в основе которой лежат три стихии: земля, вода и воздух (отражающие физическое тело человека и мира, астральное тело и ментальное).

Три осетинских пирога представляются мне именно такой устойчивой схемой восприятия строения мира и человека – телесное, душевное и духовное.

Но вернёмся к нашим коням. Согласно этой конструкции, мифических коней тоже должно быть три, и в этой схеме они должны чётко соответствовать указанным трём стихиям.

Первого коня – коня Уастырджи – Арфана — мы знаем хорошо. В тысячах и десятках тысяч изображений. Он белого цвета, небесный (стихия воздуха, духовная сфера, ментальная материальность). А вот два других коня, отвечающих за «остальное», известны менее.

Второй конь – отвечающий за водную стихию (астральная материальность, область души) – Афсург. Его обычно связывают с земной деятельностью, некоей производственной функцией, производной от духовной сферы Арфанов (Они ещё и рождены от Арфана).

Наконец, покопавшись в эпосе можно найти и ещё одного коня – загробного мира – Dælimonty xast. Нельзя не заметить, что практическая стихийность Афсурга сдвинута в земную сферу, а Делимонти – и вовсе в подземную. (Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Конь – это всегда некая более низкая стихия, несущая на себе сущность стихии более высокой – достаточно вспомнить один из древнейших образов — Коня Чинтамани. Да и потом, не станем же мы отождествлять Уастырджи с его конем по духовной мощи?).

При том, что похоронные мероприятия – от переноса умершего на место погребения в землю Нартов, участие в погребальных мероприятиях и даже захоронение с умершим – все это относится не к Делимонти, а именно к Афсургу. Т.е. к душе человека, совершающего последние земные ритуалы.

Здесь не стоит задача разбираться во всех хитросплетениях и вариантах. А только попытаться увидеть маленький стежок той красной нитки — основы-основ всех мировых эпосов и легенд.

За иллюстрацию, на основе которой был вылеплен наш музейный конь Афсург, от всей души благодарим уважаемую Свати Фарнае.

Сергей Г.

Обновлено: 14.05.2020 — 11:42

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *