Лаковая миниатюра. Карта народных промыслов России.

Сегодня изготовителей шкатулок лаковых или под них  великое множество. Но классических – всего 4 школы: Федоскино (Московская область), Мстёра (Владимирская область), Палех и Холуево (обе Ивановская область). Несмотря на то, что шкатулка под роспись выглядит как деревянная, она везде изготавливается из папье маше. Специальная обработка и проклейка позволяют изготовителям гарантировать её срок службы до 100 лет. Исторически лаковая миниатюра родилась в Китае, а в Россию её завёз из Европы Петр I. Первое время она была представлена Жостово с его подносами, дошедшими до наших дней, и иконописными школами.

В конце XVIII века появилась и миниатюра-шкатулка в селе Федоскино. Первоначально это были шкатулки с наклеенными рисунками. Сейчас это и есть самый распространённый и дешёвый ширпотреб, который достаточно легко определить. (См. рисунок 1)

Следует отметить, что Федоскино – единственная школа в России, которая работает с масляными красками, поскольку изначально в ней работали не иконописцы, а художники. Все остальные школы используют яичную темперу.

Палехская лаковая миниатюра вышла и исконных палехских иконописных традиций XVIII века. Поскольку с установлением Советской власти иконы перестали использоваться, мастера перешли на шкатулки.( Рис. 2а). Под Палех сегодня работают многие художественные промыслы России, обычно маркируя свои изделия простыми подписями, напр. «Народный промысел. А.Лебедев» (рис. 2б)

Аналогична история и мастеров Мстёры. Лаковая миниатюра здесь появилась в 20-30-хх годах XX века. Переняв палехский промысел, мастера Мстёры вложили в производство шкатулок свои идеи, традиции и мастерство.( Рис. 3)

И, наконец, Холуево. Художественная артель иконописцами здесь была создана в 1934 году – позже всех. Может поэтому школа иконописи просматривается очень отдалённо. Поскольку мастера в Холуе для экономии работали на подготовленных листах картона, их миниатюры больше напоминают станковую живопись, что отрывает рисунок от формы самой шкатулки.

Ощущение, что мастера этой школы ещё не нашли своего окончательного стиля. Кстати, отличить холуевские шкатулки от Палеха и Мстёры довольно просто. Они используют золото и серебро только на имитациях металлических украшений и узорах.

Ну и, конечно же, коллекция шкатулок в нашем музее – это шкатулки с лошадками!

На заставке: Ю.Плеханов, Из серии «Жар-птица». Палех.

Ваш неутомимый исследователь,

Сергей Г.

Обновлено: 01.09.2020 — 13:50

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Какая красота! Сказка!…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *