Карта народных промыслов России. Ярославль.

Оговоримся сразу: сейчас будет сложно! Начнём с того, что ярославская майолика – как бренд – для иногородних не-историков сегодня прочно ассоциируется с мастерской Павловой и Шепелёва в городе Ярославле. Но этому производству в 2020 году исполняется 38 лет. А ярославской майолике, как таковой, уже несколько веков. Осторожное употребление слова «несколько» вызвано тем, что и у ярославской майолики XVII века есть предтеча – ярославский изразец XV века.

Давайте разбираться.

Мастерская майолики Павловой-Шепелёва, собственно говоря, чётко определяет свои корни: по технологиям – это ярославские изразцы XVII – XX вв., по форме – архаичная народная русская игрушка, по цветовым решениям – ярославская икона. Акцент мастерская таки сделала на полихромной майолике (технология двойного обжига с промежуточной росписью по сырой глазури). Исторически же ярославские изразцы были трёх видов: терракотовый (обычно под покраску — с XV века), муравлёный (или цвета муравы – травы – с XVII века) и, наконец, полихромный. Иногда они использовались в архитектурном декоре одновременно.

Теперь икона. Икона ярославской школы отличается обилием охры: цвета от жёлтого до тёмно-коричневого, насыщенный красный, характерный изумрудно-зелёный и многооттеночный белый. Вот собственно и описание всех основных цветовых характеристик современной ярославской игрушки-майолики.

Ну, и последнее. В отличие от изразцов, тема ярославской игрушки-майолики – это уже 100% изделия новейшей эпохи. И их создание – во многом заслуга Натальи Павловой и Евгения Шепелёва.

Добавим: производство майолики — дело весьма трудоёмкое, как по технологии, так и по росписи. На международной выставке в феврале 2008 г. в Нью-Йорке американскими экспертами изделия ярославской майолики отмечены как единственные, работающее по столь сложной технологии. Поэтому, если вы собрались коллекционировать ярославскую майолику или использовать её в качестве архитектурного декора, готовьтесь подрастрясти свои кошельки. Цены не для слабонервных. Но удовольствие от лицезрения изделий – как раз для настоящих эстетов. Здесь, как нигде, справедливо утверждение: качественное дешёвым не бывает.

Ну и последнее. На русских изразцах изображения лошадей были крайне редки, и в основном это были образы всадников-воинов, охотников и Святого Георгия. По большей части это связано с византийскими или греческими традициями изображения мифологических существ-оберегов, по образцам которых они первоначально и изготавливались. Поэтому более традиционно здесь размещались единороги или кентавры. Единорог был символом Единого Бога и Божественного творения. А кентавр (греческая традиция) был адаптирован под славянскую мифологию в образе Китовраса – славянского бога мудрости и смелости.

Ваш замудрённый Сергей Г.

Обновлено: 05.01.2020 — 14:58

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *