29 марта — тележный день

«Ах, телега ты моя, вдребезги разбитая…» — поется в народной песне.

Телега –тоже лошадковая тема.

Хотя в историческом плане “телега была впереди лошади” – как в известной пословице. Правда, в этой пословице сия сентенция подвергается сомнению, а зря. Телега была именно впереди лошади.

(Фото: телега, глина, Венгрия Будалакша, — ориент. III тыс. л. до н.э.)

Не говоря уже о том, что ко времени появления колеса никаких способов «воткнуть» лошадь впереди неё просто ещё не было изобретено. “Втыкали” ослов, быков, волов, яков…

И вообще. Телега – тема крестьянская. А лошадь – многие века и даже тысячелетия – тема была аристократическая. Никому в голову не приходило лошадку так пользовать. Понадобилось некоторое количество столетий, чтобы лошадка вошла в рабоче-крестьянский быт и стала впрягаться в это самое устройство.

Более того. Изначально колесо представляло собой цельный круг и крепилось на одну ось, вместе с которой вращалось. Повозки с такими колесами были неповоротливыми, скорость движения низкой. Скорость лошади для неё была не функциональной.

Позднее – примерно в X веке — было изобретено колесо со ступицами. Но для того, чтобы лошадь полноценно впрясть в телегу, потребовалось ещё одно изобретение – хомут.

Впервые появление хомута в европейском регионе зарегистрировано в 920 г. н.э. Первопроходцами в этом отношении стали скандинавские народы. Однако, широкое распространение данный вид конной амуниции получает лишь в XII в. Данное техническое нововведение привело к целому перевороту в сфере сельского хозяйства, т.к. позволило начать широко использовать лошадей в качестве пахотных животных, чья продуктивность в 1,5 раза выше, нежели чем у волов.

Тогда же, примерно с XII века, появляется и телега – так, как мы её понимаем в классическом смысле. Но понадобилось ещё почти 300 лет, чтобы этот вид транспорта занял своё место в крестьянском хозяйстве. Крестьяне использовали телеги для перевозки грузов и людей, в семейных потребностях или для заработка. Большое место в жизни крестьян имело обслуживание перевозок по тракту, много перевозилось разных купеческих кладей, большие обозы проходили круглый год. Перевозки по трактам давали возможность, особенно малоземельным крестьянам, изыскивать средства к жизни.

Одним из самых распространенных видов телег является бричка – универсальный тип колесного транспорта в деревне. В бричке можно транспортировать людей, она также используется для перевозки груза, вес которого зависит в основном от силы лошади.

Бричка представляет собой деревянный короб прямоугольной формы длиной около 2 м, поставленный на две пары колес. Обычно говорят о «передке» и «задке» телег. У брички к передку относятся оглобли, передняя пара колес и передняя часть короба. Остальные детали брички составляют задок.

Другим широко распространенным типом тележного транспорта является ходок. По строению ходки мало отличаются от брички, но используется только для перевозки людей. У ходка другое устройство короба: во-первых, он меньшего размера (около 1,5 м), во-вторых, изготавливается из черемухи, тальника или других хорошо гнущихся пород дерева. В деревне ходки часто превращались в элемент престижа. Их украшали для выезда в другие деревни или на праздник. Иногда хозяева покупали ходки ремесленного производства.

В русских селениях прижилась и такая форма телеги как розвальни. Обычно это был широкий настил, который позволял перевозить и людей, и груз: дрова, сено и пр. Бортов у настила и вовсе не было, а размеры его колебались в пределах 1,5 – 2,5 метров по разным сторонам. Чаще всего все такие настилы устанавливались на полозьях и использовались в зимний сезон.

Наконец, для горных местностей была придумана арба – вид телеги, но на двух колесах, что обеспечивало ей повышенную проходимость в условиях горного бездорожья.

И напоследок:

Понятно, что механизация и автомобилизация нашей жизни внесли свои коррективы в эту тему. Но говорить о полном вытеснении гужевого транспорта моторным нельзя. При маленьком хозяйстве держать трактор невыгодно, хотя и лошадь требует денежных затрат и постоянного ухода. Да и при наличии трактора иногда быстрее и дешевле использовать лошадь и телегу. Поэтому, еще очень долго гужевой транспорт будет не на последнем месте у русского крестьянина.

Со скрипуче-тележным приветом,

Ваш Сергей Г.

В иллюстрациях к статье использованы экспонаты Музея игрушечной лошадки.

Обновлено: 30.03.2021 — 14:31

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *