СЕКРЕТЫ НОВИНСКОЙ ИГРУШКИ.

Ежегодно 8 июля отмечается важный российский праздник — День семьилюбви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен в России годом семьи. Этот праздник учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы РФ, которая была поддержана всеми традиционными религиозными организациями России — ведь идея празднования Дня семьилюбви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви. Идея праздника возникла у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля

Мы не случайно приурочили статью о «новинках» к Дню семьи, любви и верности. Она не просто  попадает в эту глубочайшую тему, а неожиданно потрясает тем, насколько наши предки были мудры и рациональны во все, что касалось самых основ здорового бытия.

Но всё по порядку. Музей Новинской игрушки – наш ровесник, может поэтому он так запал нам в душу. Хотя сама игрушка имеет вековые традиции, музей был создан в конце 2013 года, тогда же, когда стартовала и наша лошадковая коллекция. На сайте музея  значится торговля игрушками, но на деле оказалось, что всё не так просто.

На моё взволнованное письмо с просьбой отправить нам интересующие нас сувениры почтой, на той стороне пришли в лёгкое затруднение, потому что таковых на продажу не оказалось. В конце концов, с нами решили любезно поделиться парой имеющихся свободных экспонатов. Прямо скажем, недешёвых. Скрепя сердце и скрипя кошельком, мы согласились. Но то, что последовало далее, окупило все наши сердечные и финансовые скрепы и скрипы.

Вместе с лошадками пришло письмо–описание. Вот тут нас и “накрыло”. Что же такого поведали нам простенькие на первый взгляд сувениры? Начнём с лошадки на колёсиках.

Как оказалось, тройные концентрические круги на её боках означают триединство поколений: маленький круг — это дети, средний – родители, а большой – бабушки и дедушки. Именно в таком триединстве способна была стабильно существовать крестьянская семья. Родители работали подолгу: в три часа утра вставали и трудились, пока не стемнеет – с небольшим дневным перерывом на обед. “Как потопаешь, так и полопаешь” – говорили на Руси. Дети с ранних лет были на подхвате крестьянского хозяйства, выполняя мелкие, но необходимые поручения. А старшие – отвечали за быт, готовку, уборку, ткачество и пр. и пр. Так в эти три круга вписывался взаимозависимый и веками налаженный быт крестьянской России.

Следует добавить, что кони-игрушки с такой росписью появились ещё в начале XIX века. Позже их стали покрывать золотой и красной краской. Именно такого новинского конька описывал поэт А. Некрасов в своей поэме “Кому на Руси жить хорошо”:

Он гордо шел, жевал калач,

В подарок нес жене кумач,

Сестре платок, а для детей

В сусальном золоте коней.

В середине того же XIX столетия деревенские мастера Новинок стали резать игрушки с элементами жанра, в том числе, коней, впряжённых в повозки. Вариантов, понятно, было три: с одним конём, с двумя и тремя. Самой любопытной нам показалась повозка с двумя лошадками.

Как оказалось, парная упряжка являлась символом семьи. Коренник с поднятой головой – это жених, муж, глава семьи. А пристяжная – с опущенной головой – это невеста, жена, хозяйка, хранительница домашнего очага. В старину люди говорили: “Жениться — хомут надеть”. При этом, само выражение вовсе  не несло негативного оттенка, а лишь давало посыл успешности семейного быта. При чём же здесь хомут? Хомут – основной элемент, связанный с трудовой деятельностью лошади. Надеть хомут – значит сделать некий выбор НА ВСЮ ЖИ3НЬ. Не случайно все элементы упряжи имеют однокоренное слово “пря”: упряжь, супряжь и супружество, как и супруг и супруги – означающее “быть в одной упряжи”. И тогда получается, что если муж с женой вместе в одной упряжке тянут в одну сторону, то они и вправду супруги. Так что далеко не всякую женатую пару можно назвать супругами.

Теперь о раскраске упряжи и коней.  Роспись предусматривает изображение всех элементов: дуги, хомута, седла, попоны. В росписи присутствуют три полосы: черная, белая и тёмно-зелёная. Эти три цвета – белый, чёрный и зелёный – олицетворяют трёхчастную природу Мира:

— начало, середина и конец;

— прошлое, настоящее и будущее;

— утро, день, ночь;

— детство, молодость старость;

— дети, родители, старики.

Широкая центральная полоса говорит и об особой важности и временнóй длительности серединных элементов  каждой из этих троек.

И ещё одна совсем неожиданная тема, о которой стоит сказать. Когда к нам пришли новинские лошадки, то на обложке прилагавшегося к ним проспекта мы увидели повозку-тройку. Коренник с поднятой головой и пристяжные – по бокам – как и положено, с изящно выгнутыми шеями. Памятуя о символике упряжки из двух лошадок, я даже отправил запрос в Новинки с просьбой пояснить, что за двоежёнство такое тут зашифровано? Кажется, я новинцев повеселил от души.

Оказалось, что тройка – это просто русская тройка, без всяких символов и подтекстов. Но и в этот раз не обошлось без истории. Оказывается, в 20-х годах прошлого века – на заре раскулачивания крестьянских хозяйств – игрушка-тройка была признана идеологически вредной, т.к. символизировала именно зажиточные хозяйства, и распоряжением свыше была запрещена к производству. Только в последние десятилетия – вот ведь, каковы длительные и пугающие результаты советских запретов – упряжка-тройка снова появилась в новинской игрушке.

Пожалуй, и всё. С Днём семьи любви и верности, друзья! И помните семейную мудрость наших предков. Она – фундаментальна.

С пожеланием семейного счастья,

Ваш Сергей Г.

Обновлено: 07.07.2021 — 15:00

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *