Карта народных промыслов. Каргопольская игрушка.

МУЗЕЙ МАСТЕРОВ ШЕВЕЛЁВЫХ И КАРГОПОЛЬСКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ
Архангельская обл., г.Каргополь Музей мастеров Шевелёвых и каргопольской игрушки

Расположен в старинном доме постройки 1916 г. (в реестре памятников культуры Архангельской обл.). Основан в 2000 г. Официальное открытие состоялось в 2003-м, благодаря финансовой поддержке в виде президентского гранта.
Дом принадлежал известным каргопольским игрушечникам Дмитрию и Клавдии Шевелёвым, в 60-70 гг. прошлого века сыгравшим решающую роль в возрождении традиционной игрушки.
Не менее важной заслугой супругов Шевелёвых было то, что они вырастили сыновей-художников, продолживших их дело. Валентин, Виталий и Владимир Шевелёвы собрали обширную коллекцию каргопольской игрушки и разнообразных образцов народного искусства.

Классическая каргопольская игрушка проста, как сама простота. Тот, кто её впервые увидит, скажет легкомысленно: «Такое я и сам сделаю». Но нет, здесь необходимо особое умение, талант, дар. Чтобы создать каргопольскую игрушку, нужно проникнуться крестьянским духом и пропитаться любовью к древнему искусству своей малой Родины.

Традиционная Каргопольская игрушка имеет достаточно архаичный внешний вид и узнаваемый стиль. Эту вещицу можно величать воистину народной, так как ее исполнение максимально свободное. Условно все сюжеты можно поделить на несколько категорий: к первой относятся архаичные типы, такие, как лошади, Полкан и другие животные. Ко второму типу каргопольских игрушек относятся сюжетные изделия со сценами из деревенского быта или сказок.

Особое место в истории глиняных поделок занимает фигурка Полкан (или Полихан). Слово «полкан» произошло от «полконя». Полкан – кентавр, человек-конь, Непременно с окладистой бородой и в эполетах. Он стал воплощением богатства, знатности и силы. В этом изделии появляется важный символ крестьянства – конь. Хотя некоторые источники определяют его как «крестьянского богатыря, являющего собой образец тихой несокрушимой силы народной»

Полкан и лошадка из экспозиции нашего музея

На сентябрьской выставке «Частные музеи России. Самородки России» в московском парке Сокольники нам удалось ранним утром 7 сентября, до наплыва посетителей, переговорить с очаровательнейшим северянином Владимиром Дмитриевичем Шевелёвым, сыном основателей, нынешним хозяином музея. В этой эмоциональной беседе меня, главным образом, интересовал вопрос об юридическом статусе музея – собственно, именно в этой плоскости наша беседа и приобрела такой эмоциональный накал. Сегодня не буду останавливаться на этой теме. Зато с удовольствием рассказываю о мастерах-игрушечниках в 3-м и 4-м поколениях, которые со всей своей душевной теплотой продолжают старинную семейную традицию. Девушки из рода Шевелёвых не только художницы, но и профессиональные искусствоведы.

Скажу и о постигшем меня глубоком разочаровании. В утренней беседе договорились с Владимиром Дмитриевичем (ну, как договорились? Я практически «выцыганила» у него обещание) продать мне фигурку Полкана, нераскрашенного, из такой натуральной, слегка задымлённой глины (на фото) перед закрытием выставки, под вечер 8 сентября. Каково же было моё разочарование, когда эта фигурка оказалась проданной кому-то другому!.. Владимир Дмитриевич выглядел слегка сконфуженным – Ну, — говорит, — очень просили… В результате мы получили выставочный экземпляр  Полкана работы Валентина Дм.Шевелёва и впридачу лошадку от Елизаветы Владимировны.

Ваши Ирина и Сергей Г.

Обновлено: 12.02.2020 — 13:52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *