Чем вам, собственно, не нравится этот единорог?…

В «Живом журнале» и отдельных мелких сайтах в Интернете представители научной и около-научной общественности просто порвали в клочья уничижительными комментами тувинского единорога из кургана Арджаан. И пишут и пишут: «Да, какой же он Единорог?»; «Да, не было и не могло быть в Тыве Единорогов»; «Да нет у скифов такого понятия!»; «Да Единороги были в местностях от Персии до Гоби»…

В общем, та ещё дискуссия!

Всё потому, что ученые-археологи, раскопавшие курган Арджаан, написали: «Конь-единорог, скачущий по небу и земле»; Тыва, Арджаан, Скифский «звериный стиль», V в. до н.э.

Между тем, в собрании Тувинского национального музея в городе Кызыле собраны просто удивительные «лошадковые» экспонаты! Обычно экскурсии и экскурсоводы делают акцент на золотой царской гривне (26 см. 870 гр.), в том же кургане раскопанной (Арджаан-2), а лошадковую тематику порой и вовсе опускают. Но то, что здесь хранится – это вещи необычайной, потрясающей красоты и художественного совершенства!

«В V веке до н.э. вместо животных в статических спокойных позах появляются многочисленные изображения борьбы зверей с сильно изогнутыми телами, в бурном движении. Особенно выразительны в этом отношении животные с повёрнутыми в противоположные стороны передней и задней частями туловища, то есть как бы перекрученные.

Этот приём передачи сильного движения, известный ещё в искусстве Микен, в V веке до н.э. появляется в Причерноморье, но особенно широкое распространение получает в Сибири. Он применяется в изображениях и отдельных животных и в композициях борьбы зверей вплоть до конца I тысячелетия до н.э.

Динамический характер сибирского искусства V века до н.э. и последующих веков выражается не только в композициях борьбы зверей и представленных в бурном движении отдельных животных, но и в общей трактовке изображений с помощью изогнутых форм и кривых линий, сочетающихся, однако, с уравновешенной замкнутостью построения и чётким, несколько тяжеловесным ритмом общей симметричной композиции». (Артамонов М.И. «Скифо-сибирское искусство звериного стиля»)

Почему вдруг такая тема возникла у нас? Дело в том, что нам в подарок принесли реплику одной из арджаанских лошадок – вот этого самого коня-Единорога, который одной парой ног скачет по небу, а другой – по земле. Удивительный символ сакральности этого животного. Сделана работа Анастасией Балабановой – бывшей ученицей студии «Творчество» Анны Диановой, а ныне выпускницей Владикавказского художественного училища.

Покопавшись, мы обнаружили и ещё целый сонм изумительных лошадок той же географии и той же исторической эпохи. В тувинский музей мы конечно написали – вдруг у них есть сувениры-копии этих чудесных изделий древних кочевников. Но – надежд мало! Сувенирная лавка музея, представленная в интернете, как раз на подобные темы не сработала.

Опять придётся самому засучивать рукава. Но – согласитесь – тема того стоит!

С глубоким уважением к теме и читателям,

Ваш Сергей Г.

Обновлено: 12.07.2020 — 15:19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *