1 мая – День ручного Труда

Готовьтесь, друзья! Пришло время серьёзного текста. Итак!

Совпадений без причины не бывает, наверное потому именно к Первомаю из уральского поселка Бобровского Свердловской области к нам в музейчик пришла эта замечательная доска-причелина, искусно вырезанная их березы. Названа она так от слова «чело» — поскольку в прежние времена закрывала торцы брёвен кровли домов. Как рассказал сам автор, резчик Игорь Кротов, доски-причелины «с коньками» — исчезающий мотив русской деревянной домовой резьбы. Практически не осталось у нас в стране старинных домов с двумя досками-причелинами, заканчивающимися наверху головами коней или птиц. Традиционно такой мотив отечественной домовой резьбы связывают с древнерусскими языческими поверьями о колеснице бога солнца. 

Подобные дома «с коньками» сооружались на территории многих славянских земель. Есть они на Украине, в Белоруссии и в Польше.  Были и у балтийских славян, живших тысячу лет назад на территории современной Германии.
Два конька сопровождающих солнечный диск — один из самых распространенных мотивов в славянском народном искусстве. Его изображали на гребнях, шумящих привесках, амулетах — оберегах, деталях ткацкого станка, кухонных принадлежностях, одежде, полотенцах, прялках, игрушках, и т.д. 

Этот мотив обычно изображался в виде сдвоенного конского тела с двумя головами (или просто две конские головы без тела), направленными, чаще всего, в противоположные стороны. Практически всегда такие изображения дополнялись символикой огня и солнца. Причём самый крупный солнечный диск располагался на спинах животных — это даёт основание предполагать, что такое парное конное изображение являлось воплощением небесного экипажа, везущего солнце или бога солнца. 
Представления о дневном и ночном перемещении солнца по небу и под землёй возникли у наших предков ещё в незапамятные времена. И, вероятно, с тех времён стали славяне изображать этот космический процесс, облекая его в конкретные и привычные образы реального мира. 
В более поздних русских жилых постройках две конские головы досок-причелин, возвышающиеся над крышей, были заменены одной головой (редко — двумя) на охлупне, венчающем кровлю. 
Изображая такие мотивы на своих жилищах, славяне верили, что подобный солнечный оберег дарует им покровительство и защиту верховного бога солнца, подателя многих благ, прародителя Дажьбога и убережёт их от ночной тьмы и её вредоносных порождений. Дажьбог воплотил вечные и добрые свойства солнца — тепло, яркость, свет. С его личностью верховного бога связывали, очевидно, незыблемость законов мироздания, обеспечение жизненного благополучия людей.

Кстати! Что самое-то главное на сегодня, 1 Мая! Автор этой причелины живет в посёлке Бобровском на улице «1-го Мая»!

Ваш Сергей Г.

Обновлено: 01.05.2019 — 13:05

3 комментария

Оставить комментарий
  1. Александр Мошинский

    Парные коники — тяни-толкаи — древнейший близнечный образ. На Руси — сами пишете, могут быть птички. В протокобани и кобани — лошадки и бараны. К повозкам — точно никакого отношения. Тут все гораздо хитрее и сложнее. Это — бесконечность мира. Восход и закат, луна и солнце, весь аассортимент близнечного мифа. В российском позднем варианте может быть сужено до движения солнышка, но не факт…

  2. Александр Мошинский

    Вещь — классная! Поздравляю!

    1. Сергей Голомзик

      Спасибо! Сами в восторге!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *